Экскурсия по выставке "Лестницы в небо"

Мартынова Лариса Ивановна

Начальник отдела Восточно-Казахстаского

областного музея Исскуств

Экскурсия

по выставке фотокартин

Посетить выставку --->

«Лестницы в небо»

Николая Топольняка и Оксаны Титовой

Введение.

Здравствуйте!

Мы рады  представить вам выставку «Лестницы в небо», авторам которой является не один человек, как обычно, но семья  во главе с Николаем Дмитриевичем Топольняком. Над экспозицией и фотографиями он работал вместе с женой Оксаной Николаевной  и сыном Егором.

В 2005 году они впервые увидели древние камни урочища Ак-Баур и с тех пор загадка этих сооружений, возведенных нашими предками в незапамятные времена,  не дает им покоя.

Первой значимой работой для этой семьи   стал фильм «Ак-Баур. Опыт познания». Презентация его состоялась в 2010 году.

Экспозиция из 90 фотокартин, развернутая перед вами в двух залах, не является в данном случае коллекцией красивых пейзажей. Фотография здесь

лишь средство для того, чтобы  осмыслить и передать свои наблюдения.

Лестницы в Небо – старые, старые,

Тонко скрипят, рассыхаются.

Облако влажно касается,

Птицы летят.

На каждой ступеньке

Сажусь отдохнуть,

Вверх не смотрю - бесконечен путь

К сияющей звездной обители…

Примерно так можно представить  лестницы в небо, о которых говорится  и в Коране, и  христианских источниках. В  переносном значении  они  - символ духовного самоусовершенствования, а в прямом  - место подъема  души человека в Небо, когда он заканчивает свой земной путь.

В соответствии с названием выставки, авторы ее предлагают путь, некую лестницу, чтобы  эмоционально и духовно соприкоснуться с культурой  и образом мышления другого, давно ушедшего с поверхности земли человечества.

Основная часть

1.Большой зал

Николай Топольняк, Оксана Титова - уроженцы Усть-Каменогорска, оба химики по образованию. Николай - выпускник Томского политехнического института, Оксана - преподаватель биологии и  химии. Их сын Егор – ученик 10»Б» класса школы-лицея № 25.  Эта семья - тот редкий случай, когда общие увлечения объединяют духовно.

Как вы заметили, фотографии, представленные в экспозиции, не имеют названий. Авторы  посчитали нужным снабдить их поэтическими текстами из разных источников. Часть  этих стихов, дающих эмоцию-код к расшифровке изображенного - из индуистских священных книг - вед и  Бхагаватгиты. Часть работ раскрывают смысл в японских хокку  и катренах европейских мудрецов.

Николай Топольняк - фотолюбитель с многолетним стажем. Впервые он взял в руки  фотоаппарат в возрасте 13 лет.  Опытный фотограф заметит, что автор работает с цветом как художник, изменяя в программе «Фотошоп» цветовые характеристики: - тон и яркость.  Понятно, что такие работы, в таком объеме невозможно сделать, внезапно, за  две-три поездки на природу. Надо иметь воображение, незаурядные знания, душу художника, чтобы так увидеть древние сооружения, о возрасте которых до сих пор спорят ученые.

Первая панорамная фотокартина выставки - «Теплая радость» дает нам эмоциональный настрой на восприятие дальнейшей экспозиции. Эта работа – одна их немногих, назначение которой  - быть просто пейзажем. В ней  классическими приемами обозначены первый  (ветвь дерева),  средний

( лошади на пастбище) планы и синеющие в знойном мареве холмы дальнего плана.

В последующих работах на первой стене мы воочию видим эти

«лестницы в небо», созданные нашими  предками в соавторстве с природой. Перед вами панорамный пейзаж на Сорокину гору, своими формами удивительно напоминающей пирамиду. Множество легенд бытует в народе о ней. Географическое название горы на западе – Карабас, что означает

« Черная голова» (м.б. по одному из подобных каменных объектов на ее склонах). Оралманы, некогда жившие в здешних местах, рассказывают о женщине, превратившейся в сороку и просившей у Всевышнего о наказании врагов, разрушивших ее семейный очаг. У русских поселенцев вспоминали некоего Сорокина, который разбился, падая с одного из скальных выступов горы. У подножия ее находится, так называемая, «Долина мертвых» - громадное кладбище, на котором поверху – тюркские курганы, а ниже  - гробницы эпохи конца неолита, начала бронзы. Гора по отношению к астрокомплексу Ак-Баура расположена на западе. Она, очевидно, имела особое значение в системе его ориентиров. От урочища, где издавна селились люди, Сорокину гору отделяет русло реки, которая подобно реке Стикс разделяла мир живых и  мертвых.

Авторы выставки исследовали окрестности Ак-Баура, вершины Калбинского нагорья, Сибинские озера. Везде они находили следы деятельности хорошо организованного человеческого сообщества. Много таких сооружений и на склонах Сорокиной горы и прилегающих к ней хребтах. В истории архитектуры они обозначаются как мегалиты и по своему внешнему виду подразделяются на три типа: менгиры, дольмены и кромлехи. О назначении их мы можем только догадываться с той или иной степенью вероятности. Датируются они переходной эпохой энеолита и века бронзы

(примерно 3 тыс. лет до н.э.)  В нашей же области встречаются совершенно уникальные объекты того времени, подобные тому, что представлены авторами в виде снимков так называемого Сфинкса.

Это громадное сооружение высотой почти с трехэтажный дом расположено на вершине высокой горы близ Ак-Баура. Местные называют его «лягушкой»

(так эта древняя скульптура видится от подножия), но тот, кто не поленится забраться на гору, будет поражен и объемом работ, и  силою духа первобытных архитекторов, изменивших ландшафт на таких огромных пространствах, подобно титанам - гигантам древнегреческой мифологии. Под сфинксом находится штольня, прорубленная уже не так давно (в середине ХХ века) искателями сокровищ. Было ли там что-то? Кто знает. Но край наш недаром славился древними металлургами и золотодобытчиками.

Время исчезло

И над новой землею –

Новое небо!

Такой текст сопровождает фото  Сфинкса.


Интересно, что подобные  «сады камней» разбросаны по всему миру. Знаменитые Стоун-Хендж, Аркаим, дольмены Крыма, мегалитические памятники Сибири – молчаливые свидетели того, другого человечества.  Мы привыкли снисходительно относиться к далекой каменной цивилизации, не имеющей водопровода и письменности. Однако, та  культура – не стартовая площадка для нашей, но нечто совершенно другое. Камни на фотографиях - ключ к иному образному мышлению.

Другому, еще более гигантскому мегалиту в виде каменного рубила, авторы подыскали текст,  вполне отвечающий эмоциям человека, впервые столкнувшимся с подобным сооружением. Высота этой скульптуры обозначена масштабно фигуркой нашего современника и составляет более 12 метров. Каменное рубило - основное орудие труда человека на протяжении десятков тысяч лет. С ним, в коллективном труде, человек впервые осознал свою мощь.  Это и оружие с которым охотились, и  древняя лопата. Может быть, поэтому, увеличенное до гигантских размеров, поставлено оно на вершину горы. Оцените мастерство автора как фотохудожника. Далекие горы на горизонте открывают перед нами  необозримые дали. Соответственно эпической подаче снимка и текст:

В горах теряют расстоянья

Обычный свой равнинный смысл.

Трехмерность синего пространства

Здесь ощутимей во сто крат.

Совсем иной, лирический характер чувствуется в фотокартине, изображающей хрупкое деревце на вершине горы, где постоянно дует ветер и нет почвы. Эту фотографию сопровождает немного ироническое трехстишие.

Снова весна.

Приходит новая глупость

Старой на смену.

Как всегда в хокку, за первым, открытым смыслом просматривается и второй: «Глупо расти на камне, на вершине горы, но это отважное деревце видит мир иначе, не так, как деревья, растущие в долине»

Не случайно, авторы выставки говорили нам, что одна из основных целей, которую они решают в данной экспозиции - попытка увидеть и осмыслить мир через восприятие наших далеких предков. Возле арочного входа  во второй зал размещена фотография, которая не может оставить равнодушным ни искусствоведа, ни фотохудожника, ни архитектора. Громадный камень, напоминающий парус, надутый ветром, поставлен древними на вершине горы, как предтеча всей современной архитектуры с ее летящими конструкциями, арками, преодолевающими силу земного притяжения.

Мечта горы летать

Несбыточен полет,

Но в виде облака мечта ее плывет.

Умение строить большепролетные арочные сооружения приравнивается к изобретению колеса. Тайна сводчатых конструкции, подсмотренная древними людьми у природы, воплощенная в камне сначала  римлянами, потом утерянная и заново найденная в средние века в готической архитектуре, не давала покоя людям еще в каменном веке. Арочки, каменные купола, как бы повторяющие природные пещерные своды,  аккуратно вытесанные нашими предками, во множестве встречаются в Ак-Бауре и его окрестностях. На фотографии зримо воплощена пытливая мысль древнего архитектора.

Знаменитый ученый прошлого века, академик Вернадский утверждал идею о живой биосфере Земли, которую он рассматривал в виде единого организма. Всвязи с этим говорят, что и горы - живые, просто улыбка горы растянута на века. Эти мысли возникают возле фотокартины, изображающей величественные скалы, освещенные солнцем. Сопровождающий снимок текст взят, очевидно, из «Бхагаватгиты».

Мудрые не оплакивают

Ни живых, ни мертвых.

Никогда ни я, ни ты

Не переставали существовать.

Немного странный текст –Спросила вода у наклонившегося над ней: "Что ты ищешь тут?" сопровождает не менее странную, не согласующуюся с физическими законами, фотографию. Оказывается,  в этих местах можно увидеть сосульку, растущую вверх. Какая сила, заключенная в недрах горы,  выталкивает воду в направлении, обратном земному притяжению? Эзотерики называют подобные явления термином «Место силы», а физики молчат в недоумении.

На следующей стене перед нами предстают не только древние менгиры  Ак-Баура.

 

Как минареты, солнцем древние камни нагреты

Но и несколько снимков, на которых изображена гора Сорокина. Мы видим ее в разные времена года, а зимний пейзаж является одной из самых сильных художественных фотографий на этой выставке. Великолепно поданный первый план в виде хрупких былинок, опушенных инеем, осязаемо-зернистого, колючего снега, - все это мимолетное, недолговечное,   эмоционально контрастирует с неподвижным синим силуэтом горы, символизирующей вечность.

2.Малый зал

Экспозицию второго зала выставки можно пояснить кратким текстом одной из фотокартин:

Горы, что вы сделали со мной? Чем заворожили?

На снимках мы видим авторов выставки, их друзей. Эти фотографии ценны самым главным, в чем мы нуждаемся. Сильные эмоции, чувство восторга, особый духовный настрой, когда человек ощущает себя частью природы – вот,  что самое ценное в жизни. Перед нами, действительно, - лестницы в небо. Не ленись. Поднимись к вершинам, где можно увидеть не только лягушку, но и сфинкса. В горах особенно чистый воздух, особенно яркие краски. Николай Топольняк показывает вам красный закат, который может быть только в горах. Он разворачивает перед вами серию фотографий, в которых привычный нам цветовой спектр намеренно изменен в программе «Фотошоп» таким образом, что воздух из привычно голубого становится насыщенно-фиолетовым, а зелень изумрудно-зеленой. Он верит, что именно такие яркие краски преобладали в мировосприятии наших предков.

Особую ценность для тех, кто увлекается археологией, астрономией, новым направлением в науке, родившемся на стыке этих наук - астроархеологией, представляет собой стена с фотографиями, посвященными обсерватории Ак-Баура. Мы верим автору выставки, когда он, как истинный патриот нашего края, говорит нам, что подобный точнейший долговременный календарь и комплекс сооружений, позволяющий отслеживать солнечные и лунные затмения на протяжении столетий в первозданном виде сохранился только у нас, в Восточном Казахстане. Значение этого памятника, очевидно, еще не оценено по достоинству. Аналогичные ему сооружения - Аркаим, Стоун-Хендж  и другие объекты в Европе и  Сибири уже не могут полноценно служить для научного изучения столь отдаленной от нас по времени культуры.

На площадках Ак-Баура через пространственные объекты круговой панорамы, привязано самое неуловимое, что есть на земле - время. На фотографиях, посвященных астрокомплексу, мы видим подножие горы Коржимбай, где в теле горы был осуществлен громадный объем земляных работ, устроена горизонтальная площадка и шкала с хронографом, действующим и поныне. Часть останца с тремя прорубленными щелями  служила своеобразной  камерой-обскурой.  В  восточной части площадки на каменной шкале, сохранившейся до наших дней, фиксировались точки угасания солнечного луча на закате дня. На протяжении всего года от самого длинного дня в году 22 июня  (в южной части шкалы) до самого короткого-22 декабря солнце, как привязанное отмечало значимые даты для наших изобретательных предков. Дни осеннего и весеннего равноденствия отмечались ими особо на каменной стенке, расположенной на этой же площадке. Сейчас мы отслеживаем время по другому.  Мы забыли, что солнце садится точно на западе всего два раза в год – в дни равноденствий

( 22 марта и 22 сентября), что летом точки его захода смещаются на север, что полярная звезда - единственный объект небесной сферы, который не совершает видимых перемещений у нас над головой. Эти и многие другие наблюдения в течение столетий отслеживались в Ак-Бауре. Авторы фотовыставки зафиксировали для нас также и горизонтальную площадку с многочисленными визирами, с помощью которых отмечались значимые события астрономического года.

Заключение

Несомненно, что помимо чисто художественной и познавательной ценности данная выставка имеет и мощное общественное, патриотическое значение. Не случайно она посвящена Дню Астаны.     Задача специалистов по охране культурного наследия, краеведов, музейных работников, представителей прессы,  всех граждан ВКО – сохранить эти каменные послания для будущих поколений.

Чтобы понять смысл этих сооружений, авторам пришлось обратиться не только к искусству  кино и фотографиии,   но и к истории, архитектуре, астрономии, геологии, литературе, философии. Мы надеемся, что места эти приобретут статус и облик особо охраняемых государством объектов. Возможно, что открытия, совершенные в Ак-Бауре помогут всем нам обрести

новое мировоззрение, в котором Звезды, Человек, Жизнь и  Смерть - части единого Мироздания.

Посетить выставку --->