Ак-Баур-Древний астрономический комплекс

 

Юрченков А.

В 25 км на юг от г. Усть-Каменогорска по трассе Усть-Каменогорск – Самарское, сразу за селом (бывш. Ленинка) среди живописных Калбинских гор находится уникальный объект – древний астрономический комплекс. Расположен он в верховьях ручья Акбаур в непосредственной близости от зимовки Акбаур у подножья высокой горы Коржимбай (807,1 м). Наиболее распространённое название этого комплекса - Акбаур. Что в переводе значит Белый брат.

В геологическом плане место, где расположен астрономический комплекс и грот с наскальными рисунками находится в зоне экзоконтакта Коржимбайского гранитного массива (P1). Преобладающие породы средне– и крупнозернистый гранит серого цвета. Растительность скудная, в основном степная. На склоне горы кусты вереска, шиповника, низкорослые осины.

Сам астрономический комплекс имеет форму амфитеатра. Скорее всего, он  природного происхождения, немного доработанный людьми. Небольшое возвышение в виде полянки, диаметром около 25 м, подковой окружают гранитные скалы высотой 2,5 – 4 м с характерной матрацевидной отдельностью. Получается как бы своеобразный полу-цирк или амфтеатр со ступенчатыми сиденьями.  Вполне возможно, что на этих каменных «скамейках» сидели зрители, наблюдавшие за действиями жрецов – древних астрономов. Северную часть подковообразного амфитеатра перегораживает стена явно искусственного происхождения. Длина её около 12 м. Высота до 1 м. И представляет собой разного размера гранитные плиты, поставленные вертикально. Размер некоторых плит достигает 1,5х1.5 При толщине до 20-25 см вес такой плиты может составлять до тонны. Стена ориентирована строго в широтном направлении, то есть с востока на запад. Посередине этой каменной стены стоит небольшой гранитный репер – столбик высотой  около метра, круглого сечения, диаметром около 35 см с заострённой головкой (вершиной). Если на этом репере установить компас, то строго на север в 100 м находится холм, на вершине которого установлен репер в виде небольшого столбика из белого кварцита. Если продлить эту невидимую линию, то третьей точкой будет вершина горы (693,0 м) в километре к северу от того, места, где мы стоим. Если и дальше мысленно продлить эту линию, то в ночном небе мы увидим Полярную звезду. Все наблюдения велись с точки, расположенной в полутора метрах к югу от репера. Это небольшое пятно диаметром около полуметра без растительности с небольшим углублением – глубиной сантиметра 3-4. Образовалось от того, что просто вытоптано. Но почему сохранилось до сих пор – не понятно. Трудно представить, что там до сих пор проводятся частые наблюдения. Если посмотреть на запад, то в проёме, явно искусственного происхождения (так как остались следы пожога – основного способа разрушения горных пород древними людьми), видна вершина г. Сорокина (840,6 м). Угол 12 град. на запад-северо-запад – это направление на вершину остроконечной горы Карабас (Чёрная голова). Именно 12 градусов, а не 10 или 20. Ясно, что полный круг делится на 30 таких секторов. Если хорошо изучить этот момент, то наверняка найдётся еще много природных и искусственных ориентиров.

В ста пятидесяти метрах на северо-восток от стены обособлено стоит небольшая гранитная скалка высотой около 5 м. В защищённых от ветра и дождя местах сохранились рисунки, изображающие животных. Отчётливо распознаются лошади, собака и особенно маралы с ветвистыми рогами.  Причём эти рисунки выполнены разной техникой, благодаря чему одни из них представляют собой светлые силуэты животных на буро коричневых камнях, а другие тёмные на светлом (сером) фоне. В одном месте изображено целое стадо маралов. Различимы даже самцы, самки, детёныши. Таких одиноко стоящих скал с рисунками, изображающих животных несколько. Изображения людей мне не встречались.

В ста метрах на север от стенки тоже небольшая отдельно стоящая гранитная скала. Она примечательна тем, что имеет форму напоминающую гриб. С одной стороны тут ничего удивительного. Ветер и вода делает из гранита и более удивительные скульптуры, в том числе и грибовидные. Этому способствует природная отдельность горных пород, в особенности гранита. Но примечательно в этой скале то, что в средней части камня пробито отверстие, через которое можно наблюдать восход солнца в день летнего солнцестояния. Ориентир – небольшое возвышение на невысоком отроге горы Коржимбай – отметка 727,3 м. В нижней горизонтальной части основания скалы выбиты ряд углублений (лунок) диаметром около 5 см и глубиной до 2-3 см. Есть теория, что если в них налить воду, то в дни равноденствия в определённое время луч света, отраженный в этих небольших лужицах, будет освещать такие же углубления, но сделанные  как бы на нижней части шляпки каменного «гриба». С западной стороны этой скалы лежит большой камень с несколькими углублениями большего размера.  Один большой кусок этого камня отломан.

Между этим местом и стеной находится небольшое пространство со слегка всхолмлёнными плешивинами круглой формы (как небольшие курганы). На этих местах абсолютно ничего не растёт. Одно такое место диаметром  окружено по периметру небольшими обломками белого кварца. Этот круг постоянно разрушают, по-видимому, детишки из ближней зимовки.

На запад от стены есть небольшая гряда гранитных скал с редкими корявыми берёзками. Если подняться на самый гребень этой гряды, то в определённое время года, лучше ранней весной, когда растительность ещё скудная, но уже немного начинает пробиваться зелень, то сверху можно различить едва заметные очертания просвечивающихся фундаментов строений. Они имеют практически квадратную форму. В свою очередь эти квадратные остатки фундаментов разделены на четыре равных квадрата, образуя как бы небольшие квадратные комнаты-кельи. Это очень важный факт, о котором я упомяну позже.

По непроверенным (мной) сведениям в районе горы Коржимбай есть ещё три подобных комплекса, но построенных с «меньшим размахом».

Некоторые туристы утверждают, что подобные астрономические комплексы (лаборатории) есть практически в каждых горах. Но в нашем случае мы имеем ещё один уникальный объект, расположенный в непосредственной близости от этого места.

В восьмистах метров к югу от комплекса существует небольшой грот в гранитной стене, на потолке и стенах которого древний художник изобразил нечто необычное, нарисованное не по правилам наскальной живописи. А именно – посещение этого места инопланетными существами.

Далее идёт изложение моей версии. Я не претендую на однозначность этой гипотезы, на её научное или какое другое обоснование. Это всего лишь то, что я увидел, а, главное, прочувствовал, когда впервые увидел эти рисунки.

Сам грот представляет собой большую нишу с покатым почти ровным полом, сводчатым потолком и большим просторным входом. В потолке грота отверстие диаметром около метра. Отверстие, скорее всего, естественного происхождения, но со временем оно конечно же увеличилось в диаметре.

Стены и потолок грота покрыты всевозможными рисунками, исполненными тёмно красной охрой. Рисовали, скорее всего, пальцами, так как толщина практически всех линий одинакова и равна примерно 1 см. Многочисленные точки также диаметром около 1 см.

Одна небольшая особенность рисунков в гроте. Некоторые изображения сохранились хорошо и видны сразу и довольно отчётливо. Но чтобы увидеть «скрытые» рисунки надо посидеть в полутёмном гроте некоторое время. И рисунки как бы начинают проявляться. Возможно изменяется освещение, может привыкают глаза или включается дополнительное воображение, а может сам грот немного приоткрывает свои тайны…

И ещё одна неприятная деталь. Несколько лет назад какой-то нерадивый любитель наскальной живописи, во время снятия копий рисунков, ничего не смог придумать умнее, как наклеивать кальку цветным пластилином. В результате чего все стены и потолок грота были испачканы цветными пятнами, оставшимися от приклеенного пластилина. Это сильно «забивало» основные рисунки. В последние годы пластилин постепенно высыхает, теряет свой цвет, частично исчезает, а рисунки хоть тоже немного разрушаются, но всё ещё сохранились. Кроме этого на стенах грота стали появляться надписи всяких «болатов, «кайратов» и прочих «новых художников». Обидно! С этим никак нельзя бороться, но всё равно обидно… И грустно.

Итак, что же там изображено? Опять повторюсь, что это моё личное умопредставление. Когда я там оказался в первый раз, то для меня всё выглядело довольно понятно. Надо мной не довлело, чьё бы то ни было влияние (мнение). Для меня это был чистый лист. Дело в том, что многочисленные исследователи видели в этих рисунках лишь забаву древнего художника, рисовавшего просто то, что придёт в голову, или то, что умеет. В том числе и животных. Начнём с того, что изображения животных я там вообще не нашел. Я видел скорее всего изображение каких-то непонятных ни мне, ни тому художнику механизмов, изображение людей и пришельцев. Или другой пример: многочисленные кресты на своде грота ранее так и описывались: «многочисленные кресты». Но мне кажется очевидным, что крестами на своде художник изобразил звёзды. Это же логично - потолок грота – как ночной небосвод, усеянный звёздами.

Остальные сохранившиеся рисунки в большинстве своём расположены на стене грота.

Рисунки, по моему мнению, читаются в определённой последовательности слева направо, иллюстрируя то, что видел древний человек – свидетель посещения Земли инопланетным кораблём.

Сразу опишу, чтобы не повторяться, как художник изображал людей: классическая «палка-палка-огуречик» - вертикальная черта длиной около 10 см и толщиной около 1 см ясно отождествляется с туловищем. Увенчана небольшой головой в виде закрашенного круга диаметром около 1,5 см. Руки - поперечная горизонтальная черта чуть ниже головы длиной около 8 см. Ноги изображаются как две косые черты под углом около 40 град.

Как я упоминал – в потолке грота находится отверстие, через которое освещается начало экспозиции. И не только освещается, но, в последнее время, и омывается дождями. Иными словами – каменная стена разрушается, а рисунки смываются. В последние два года я никак не могу увидеть тот рисунок, что видел ещё несколько лет назад: вышеупомянутое изображение человека окруженного сферой в виде эллипса с диаметрами около 12 и 18 см. Чуть правее мы видим следующий рисунок: два острых уголка вершинами вверх, как две палки вигвама. Один уголок чуть меньше, другой чуть больше. Они как бы вставлены друг в друга, маленький в большой. На вершине большого небольшой кружок диаметром около 3 см. ещё выше по стене выбит косой крест. Именно выбит, а не нарисован! Многие исследователи называют этот рисунок «шалаш древнего человека», подразумевая жилище этих древних людей. Я же увидел в этом рисунке то, что видел человек, стоя у репера посередине вышеописанной стены астрономической лаборатории (цитирую сам себя): «…строго на север в 100 м находится небольшой холм, на вершине которого установлен точно такой же репер. Если продлить эту невидимую линию, то третьей точкой будет вершина горы (693,0 м) в километре к северу от того, места, где мы стоим. Если и дальше мысленно продлить эту линию, то в ночном небе мы увидим Полярную звезду».  Именно выбитый на камне крест и обозначает Полярную звезду, в отличии от остальных – нарисованных крестов-звёзд.  Этим художник как бы хотел усилить значение своего рисунка – изображение Полярной звезды.

Ещё правее по стене мы видим такой же уголок вершиной вверх, но уголок гораздо больше по размеру, а сам угол тупой. Если внимательный наблюдатель хорошо изучил местность, то в этом рисунке легко можно узнать силуэт Сорокиной сопки, расположенной строго на запад от наблюдательного пункта у стены.

Как бы у подножья горы мы видим небольшие квадраты с вписанными в них крестами. Иными словами большой квадрат разбит двумя линиями на 4 равных квадрата. В одних из квадратов стоят точки, другие пустые. Мне кажется, что так изобразили жилища, точнее их план,  древних жрецов, работавших на этом астрономическом комплексе. Вспомните просвечивающие фундаменты жилищ у подножья гряды к западу от стены. Причём точки могут изображать жилые кельи, а без них – пустые.

И теперь самое интересное! Чуть левее контура Сорокиной сопки мы видим ясное изображение своими очертаниями очень напоминающее летающую тарелку. Сегмент круга действительно напоминающий тарелку в профиль. Сверху как бы небольшая нашлёпка (рубка?) с точками (иллюминаторами?). От этой тарелки вниз отходит зигзагообразная линия. Длина одного сегмента зигзага около 8 см. Всего их ……., а общая длина зигзагообразной линии около полуметра. Заканчивается зигзагообразная линия у очень необычного аппарата, напоминающего мне небольшой летательный аппарат – челнок. Чуть правее - рисунок ещё одного механизма. Он состоит из двух частей: снизу сильно вытянутый овал (гусеница?), а сверху сферическая часть (купол кабины?). Но что самое удивительное: ещё правее, изображены два человека. А между этими людьми и «вездеходом» также изображены две фигуры человекоподобных существ, НО! Вокруг голов их выбиты сферы, круги диаметром около 5 см. Именно выбиты, а не нарисованы. Так же как и изображение Полярной звезды - этим художник как бы хотел усилить значимость этих вещей: Полярной звезды и сферических скафандров пришельцев.

Далее мы опять видим изображение холмов и репера, но в несколько другом варианте.  Я не знаю, чем это объяснить. Скорее всего, человек изображал как бы ту же самую точку наблюдения, но в более поздний период. Вполне возможно, что в первый раз он рисовал момент прилёта корабля, а во второй раз его убытие. Как бы хронологический повествовательный рассказ.

На потолке и стенах грота ещё много непонятных мне рисунков. В том числе и таких, которые описаны как «фигура горного козла в перевёрнутом положении». Я же вижу в этих рисунках скорее странные механизмы, которые оставили пришельцы после своего убытия.

Ниже я привожу другие мнения:

В 2004 году я встретил на этом комплексе человека, который давно занимается изучением этого места. Поначалу он отнёсся ко мне и моим туристам довольно настороженно, если не сказать враждебно. Но впоследствии, когда он узнал цель нашего посещения, он говорил со мной. И показал мне очень много интересных мест и моментов, которые я просто упускал из виду или же просто не видел, или которым не придавал значения, или не мог понять и объяснить. А главное предоставил своё очень интересное толкование наскальных рисунков грота.

Конечно, свою теорию я не стал ему объяснять. Слишком уверенно он представлял свою теорию. И вряд ли бы поверил в мою.

В чём заключалась его теория? У него была точная уменьшенная до определённого масштаба копия наскальных рисунков грота. Это калькированное изображение он уверенно накладывал на карту звёздного неба. И это бы ещё полдела! Это была карта звёздного неба Южного полушария! Точнее его самой северной части. Объяснял он это тем, что много веков назад ось Земли была несколько наклонена, и с этого места древний художник изобразил то, что видел сквозь отверстие в потолке грота. Я не очень хороший знаток астрономии. Точнее – вообще никакой. Некоторые рисунки действительно хорошо ложились на те или иные расположения звёзд (созвездия). Как те звёзды, которые хорошо совпадают с нарисованным ковшом Большой медведицы. Но мне как геологу, трудно себе представить такую геологическую катастрофу, как изменение наклона Земной оси. Тут бы не только динозавры вымерли. Такие геологические катаклизмы космического масштаба несомненно бы оставили значительный след.

И ещё одно краткое описание объекта Акбаур, сделанное биоэнергетиком Ольгой Черемхиной:

Пункт остановки – комплекс «Коржимбай» (Акбаур) – уникальный энергетический и информационный генератор, имеющий четко разграниченную полярность по сторонам горизонта.

Две положительные и две отрицательные зоны, уходящие своим излучением в пространство над Земной корой и в пространство Земной коры, зона изгибов силового поля. Это постоянно  действующий информационный генератор уже  в течение 5 тысяч лет в данной местности. Куда «стекает» информация с огромных территорий, прилегающих к данному объекту и отправляется в информационно-временное пространство (Космос). На территории данного объекта обнаружены фундаменты древних строений, погребений, площадка с нанесённой разметкой солнечных часов, «астрономическая лаборатория» с сохранившимися гранитными плитами, несущие на себе информацию астросетки с правильным изображением созвездия Белой (Большой) Медведицы. Недалеко в гранитном массиве находится грот, сохранившей на своей поверхности информационные символы, знаки, описывающие момент конкретного события: приземление летательного объекта на данной территории.