Гигантские черепахи, дикие лошади Пржевальского и первые фраки в Центр. Каз.

Иконников В.А.

Листая страницы замечательной книги замечательного ученого-энтомолога, профессора П.И.Мариковского «В стране каменных курганов и наскальных рисунков» (Алматы, 2005), среди многих других рисунков мы можем найти изображения динозавров-диплодоков (Стр.145, 147 и 150).

Рис.1  Обложка книги с рисунком динозавра

 

Великий энтузиаст и очень увлекающийся человек, Павел Иустинович пишет: «Рисунок нашей находки очень характерен длинной шеей, маленькой головкой и массивным телом на коротких ногах. Подобных динозавров известно только два вида, обитавших на севере Американского континента. Динозавр наш отличается от этих двух своих родственников только коротким хвостом, так что может быть назван третьим видом диплодоков.  … Очень похож на этот рисунок другой, на котором животное изображено с раскрытой пастью. … Предвижу, моя находка представляет собою сенсацию для зоологии и поэтому вызовет немало сомнений».

Рассмотрим эти рисунки подробнее.

Рис.2  Рисунки со страницы 150

 

Нижний рисунок из двух  (в рамке), изображающих динозавров,  очень похож на изображение динозавра-диплодока, но хвост явно коротковат.

Верхний рисунок динозавра вызывает еще больше сомнений.

Рис.3 Третий рисунок динозавра со страницы 145

 

Этот рисунок (указан стрелкой) еще меньше напоминает динозавра, но зато очень напоминает другое известное животное. Смотрим ниже:

Рис.4  Наскальный рисунок из урочища Калмагабель и гигантская черепаха с Галапагосских островов.

 

Конечно же, вероятнее всего, эти наскальные рисунки изображали черепах, т.к. на этом рисунке явно показан панцирь. Да, но зато каких черепах! Жаль динозавров, но ведь и это не меньшая сенсация! Из всех сухопутных черепах только эти черепахи, называемые еще слоновыми, имеют такие длинные шеи. Ученые утверждают, что когда-то на месте Балхаша было древнее Ханхайское море, некогда занимавшее всю Балхаш-Алакольскую впадину. Можно предположить, что небольшой горный массив  Калмагабель был в те древние времена одним из островов. Изолированные от остального внешнего мира, не имеющие естественных врагов, черепахи Калмагабеля, точно так же как и галапагосские черепахи (механизм такой эволюции один и тот же), постепенно развились в гигантских черепах. Когда же море отступило, эти реликты еще долгое время могли существовать как эндемики Прибалхашья. Возможно, что черепахи Калмагабеля отличались строением тела, панциря и не были такими большими, как слоновые черепахи Галапагосов, но сходство поразительное! Удивительные картины могли бы мы видеть в те далекие времена в Прибалхашье, как например, на фото, что приведены ниже.

 

 

Рис.5 – 8   Слоновые черепахи Галапагосских островов

 

 

 

Дикие лошади Пржевальского

Описывая некоторые рисунки лошадей, П.И.Мариковский пишет: «Очень удивили лошади, четко отличающиеся от изображения обыкновенной лошади. У нее мощная голова с выдающимися скулами, большая челка, нависающая над головой.  Это не лошадь Пржевальского и не тарпан,  а вид, вымерший и еще неопознанный палеонтологами». И еще: « Две крупноголовых лошади (Фигура 38, рис. 24) уперлись друг в друга головами. … Облик крупноголовой, с большой челкой лошади настолько четок и характерен, что, если бы это было доступно по правилам систематики, эту лошадь можно было бы определить как новый, ранее не известный, ныне вымерший вид Equus macrocefalis».

Рис.9  Наскальные рисунки этих лошадей со страницы 145

Рис.10  Наскальные рисунки «большеголовых» лошадей со страницы 52

 

По словам П.И.Мариковского таких рисунков очень много среди наскальных рисунков Южного и Центрального Казахстана. Необходимо добавить, что так же много их и в Восточном Казахстане.

Рис.10а  Табун диких лошадей, преследуемый волками. Окрестности урочища Ак-Баур в Восточно-Казахстанской области.

 

Можно предполагать неизвестный вид, но давайте все-таки посмотрим, как выглядят дикие лошади Пржевальского.

Рис. 11 – 13    Лошади Пржевальского

 

Нужно отметить, что древние авторы петроглифов часто преувеличивали характерные черты животного, для того чтобы добиться его узнаваемости. Это заметно по изображениям всех животных, а не только этих лошадей. Характерной чертой внешнего вида лошади Пржевальского является стоячая короткая, но очень густая грива, переходящая в челку, выступающую вперед надо лбом. Отдельной челки, ниспадающей на лоб, как у домашних пород лошадей у нее нет. Именно эта характерная черта хорошо видна на приведенных выше наскальных рисунках. Так же и голова относительно корпуса у этих лошадей довольно крупная. Итак, скорее всего, наскальные рисунки лошадей в Южном, Центральном  и Восточном Казахстане в большей своей части могут изображать именно дикую лошадь Пржевальского. Отсюда можно делать выводы и о широком ареале распространения этой лошади в те далекие времена.

Элементы одежды в наскальных рисунках

При попытке дать смысловое значение наскальным рисункам иногда упускается из виду то обстоятельство, что в рисунках могут быть отражены  и неизвестные нам элементы одежды. Описывая выступы на талии изображенных людей, Павел Иустинович в своей книге пишет: «Это, без сомнения, священный пояс из верблюжьей шерсти, носимый  зороастрийцами»,  но далее  - свисающий выступ между ногами человеческих фигур принимается им за «мужское достоинство». Между прочим, это первое что приходит в голову любому человеку, впервые увидевшему такие изображения. И настолько прочно это предубеждение входит в сознание людей, что потом при рассмотрении других подобных изображений они уверенно «определяют» по этому признаку изображенных особей мужского пола.

Рис.14  Рисунок со страницы 55

 

Мариковский так и пишет: «Наибольшую загадку представляет отсутствие изображений жрецов. В Семиречье они были у самых цивилизованных заратуштровцев солнцеликими, в других местах, в том числе и в Бетпак-Дала, их изображали парой мужчин, стоящих друг против друга и потрясавших на небо кулаками. Здесь нет ни тех, ни других. Зато очень много больших и выразительных фигур с сильно выраженными фаллосами. По всей видимости, это и были жрецы».

Таких наскальных рисунков в книге представлено действительно достаточно много. Подобные петроглифы распространены также и в Восточном Казахстане.

Рис.14а

Рис.14б

Наскальные рисунки, изображающие укрощение коня или коня в поводу.

Окрестности урочища Ак-Баур в Восточно-Казахстанской области.

 

Нужно отметить, что на приведенном выше рисунке выступы на талии человеческой фигуры далеко выходят за пределы предполагаемого священного пояса зороастрийцев. Читаем в Википедии: Главным нательным символом приверженца учения Заратуштры является нижняя белая рубаха седре, сшитая из одного куска хлопчатобумажной ткани и всегда имеющая ровно 9 швов, и кошти (кушти, кусти) — тонкий пояс, сплетённый из 72 нитей белой овечьей шерсти. Кошти носится на талии обёрнутый трижды и завязанный на 4 узла. Проще говоря, пояс представлял собой шнур, сплетенный из шерстяных нитей и обернутый трижды вокруг талии. Чтобы выглядеть так заметно, как на петроглифах, пояс должен бы представлять собой очень толстую веревку, что явно выходит за рамки здравого смысла.

Рис.15  Некоторые рисунки из книги

Рис.16   Еще подборка рисунков из книги

Но если мы обратимся к археологическим находкам Пазырыкской культуры, то картина прояснится и, возможно, древние художники, заподозренные в принадлежности к фаллическому культу, будут реабилитированы. Находим справку в Википедии, что такое Пазырыкская культура: Пазырыкская культура — археологическая культура железного века (VI—III вв. до н. э.), причисляемая к "скифскому кругу", основные находки предметов которой были сделаны в Горном Алтае. Носители этой культуры обитали на смежных территориях Казахстана,Республики Алтай и Монголии. Свое название культура получила по памятнику в урочище Пазырык Улаганского района, где академиком Руденко были в 1929 г. раскопаны усыпальницы племенной знати.

Новые археологические находки в Горном Алтае, в том числе и знаменитая «алтайская принцесса» с плато Укок, знамениты тем, что в вечной мерзлоте этой местности хорошо сохранились не только мумифицированные тела, различные предметы, но и одежда. Так, например, хорошо описаны полушубки и кафтаны с «хвостами», причем как мужские, так и женские:

Обычно они имеют длину до низа таза. Особое место среди них занимают образцы со свисающим сзади выступом-фалдой в виде «хвоста бобра/выдры». Наиболее яркий пример такого рода — мужской «фрак» из собольего меха в Катанде с очень длинной (почти до пят) и широкой задней фалдой, покрытый шелковой тканью (У истоков 2004, фото на с. 144) (рис. 46, 22; 49, 3). Такой выступ необычайно эффектно смотрелся на всаднике; кроме того, подобный выступ-«хвост» был удобен при подвижном быте пазырыкцев (на него можно было садиться при различных обстоятельствах) (рис. 53). [отрывок из статьи]

Верх-Кальджин 2. Мужская шуба (Полосьмак 2001, с. 180)

Рис.17  Шуба с «хвостом»

Катанда. Мужские кандис (парадный халат) и «фрак»: 1 — С.Н. Руденко; 2 —

Полосьмак, Баркова 2005,

 

Рис.18 Реконструкция  мехового «фрака» Пазырыкской культуры

Очень удобны и универсальны эти полушубки для верховой езды, охоты и повседневной жизни. Короткополая шуба удобна в седле, и в то же время в ней можно в любую погоду присесть на любой камень, подвернув под себя заднюю фалду. Нынешние любители путешествий по горам, оснащенные и одетые по последнему слову туристической индустрии, вполне могут завидовать такой одежде. Западноевропейский фрак тоже имел схожую историю своего происхождения, и в любой энциклопедии можно найти:

Фрак, который мы привыкли видеть на концертирующих музыкантах, дирижерах, гастролерах, дипломатах, в XVIII веке был офицерской униформой: его полы были удобны для верховой езды и походов. С 1760-х годов во фрак оделись западноевропейские буржуа.

Здесь мы тоже можем видеть тогдашнюю моду в виде богатого мехового «фрака» из собольего меха, крытого китайским шелком и с длинной узкой задней фалдой почти до земли. В наскальных рисунках можно найти и таких знатных модников. Мода во все времена часто идет в ущерб удобству. Кто знает, может быть, корни современного фрака здесь и находятся? Вот уж истинно – «все новое это хорошо забытое старое».

Но что изображено на талиях этих людей в наскальных рисунках? Мы можем видеть и сейчас такое на туристах, которые вышли холодным свежим утром в теплых куртках и ветровках, а к полудню, разморенные теплым солнышком, спустили их с плеч и завязали рукава на поясе. Можно предположить, что у людей описываемой культуры эта одежда могла быть приспособлена именно для такого двоякого ношения. Как можно заметить на рисунке (Рис.17), полушубок не имеет воротника, т.к. он мешал бы при свертывании его на поясе. В теплую погоду, а также при стрельбе из лука во время охоты, при укрощении лошадей и во время многой другой работы плечи и руки освобождались от стесняющей движения шубы, а сама шуба скатывалась в скатку до пояса и закреплялась на нем. Удобно и практично. В замечательной статье Н.В.Полосьмак «Пурпур и золото тысячелетий» в описании этой шубы есть такие строки «У шубы были длинные рукава, которые могли затягиваться на веревочку, превращаясь в своеобразные карманы для хранения мелких вещей (тогда шуба могла носиться внакидку)». Скорее всего, эти веревочки служили завязками для закрепления шубной скатки на талии.

Итак, можно вполне утверждать, что элементы одежды Пазырыкской культуры, а именно задние фалды верхней одежды,  в великом множестве отражены в наскальных рисунках Центрального и Восточного Казахстана. Эти  свисающие выступы между ног человеческих фигурок есть не что иное, как задние фалды их полушубков и меховых «фраков».

Археологи ограничивают Пазырыкскую культуру смежными территориями Восточного Казахстана, Республики Алтай и Монголии. Но  ведь характерные элементы одежды этой культуры отражены в наскальных рисунках огромных территорий Центрального Казахстана. В таком случае мы можем смело предполагать, что  такая одежда (со всевозможными вариациями присущими различным племенам) была характерна для всей Андроновской культуры, которая распространялась кроме Западной Сибири, Горного Алтая, части Монголии на весь Казахстан и другие Среднеазиатские республики. Наскальные рисунки это подтверждают.

Источники:

1. П.Мариковский «В стране каменных курганов и наскальных рисунков»,

Алматы, 2005

2. Н.В.Полосьмак «Пурпур и золото тысячелетий», журнал "НАУКА из первых рук" (март-апрель, 2005, №1)