Зодиак на картине Н.К.Рериха «Нагарджуна победитель Змия»

Иконников В.А.


Многим хорошо знакома картина Н.К.Рериха «Нагарджуна победитель Змия». Эта картина находится в одном из залов МЦР и каждый желающий может ее увидеть. Речь пойдет  о загадочных знаках в левом углу картины. Но сначала несколько слов о времени и месте написания картины.

Создание картины относится к Сиккимскому периоду Центрально-Азиатской экспедиции Рериха. В начале декабря 1923 года Рерихи сошли с парохода в Бомбее. Сбылась их давняя мечта – они в Индии. После непродолжительных поездок по достопримечательным местам юга Индии семья Рерихов направляется на север и уже в конце декабря прибывает в княжество Сикким. Древняя священная земля у подножия Гималаев на севере Индии становится местом их творческой и исследовательской деятельности.

Сиккимский период был необычайно насыщен творческой деятельностью, исследованиями этого края и замыслами на будущее. Был собран богатый научный материал. 1924 год. Это был знаменательный год для Рерихов. Здесь в небольшом древнем храме произошла их встреча  с Учителем. Здесь был принят окончательный маршрут экспедиции и определены ее задачи.

Здесь же в 1924 году, при создании серии картин «Знамена Востока», были сделаны наброски к картине «Нагарджуна победитель Змия», а в 1925 году она была закончена.

Нагарджуна - древний индийский философ, один из учителей Махаяны, основатель буддийской школы Мадхьямика. Эта школа развивала учение срединного пути Будды. Философские тексты Нагарджуны легли в основу учения Махаяны. Точные годы его жизни неизвестны и определяются как 2-й век н.э. Его жизнеописание овеяно легендами и согласно буддийским текстам он жил более полутысячи лет.  Древние мудрецы в Индии назывались Нагами, а Змий всегда был символом мудрости. Посвященный же считался победителем Змия, т.е. овладевшим его мудростью. Именно таким Победителем и был Нагарджуна, именуемый в Индии «Неустрашимый».

«Нагарджуна – Победитель Змия» видит знамение на озере владыки Нагов»1 упоминает его Николай Константинович в своих записях в период создания картины.

На этой картине, в левом нижнем углу, можно рассмотреть знаки, изображенные на наклонной каменной плите (Рис.1). Что же могут означать эти петроглифы? Они выглядят очень древними. Их можно принять за забытые, уже никому не известные письмена. Своим архаичным видом они придают таинственную сказочность изображенному на картине явлению. Возникает ощущение, что Царь Нагов, поднявшийся из глубин озера, невероятно древен, что он был всегда от начала времен, что изрекаемая им мудрость ужасающа своей первозданной глубиной и, что принять ее может только действительно «Неустрашимый», каким был Нагарджуна. Такое впечатление производит эта картина. А загадочные знаки действительно имеют скрытое значение.

Не далее как два года назад при изучении рисунков  грота урочища Ак-Баур я обратил внимание на схожесть этих рисунков со знаками на картине. Стиль рисунков и способ выполнения изображений на скальной поверхности при помощи краски были очень похожи. Тогда рисунки грота еще не были расшифрованы, но было чувство, что они, могут говорить о том же, что и знаки на картине. Хорошо известно, с какой точностью Н.К.Рерих воспроизводил наскальные рисунки, если включал их в картины в качестве фрагментов. Поэтому не было сомнения, что знаки, изображенные на картине, действительно существуют где-то на скалах Сиккима. Грот Ак-Баура находится в предгорьях Алтая, недалеко от Усть-Каменогорска и более 2,5 тысяч километров отделяет его от Сиккима, но рисунки из грота и знаки с картины явно говорят о связи между ними. Какая же связь может быть между предгорьями Алтая и предгорьями Гималаев?

Связующую нить можно найти. Сам Рерих обозначил один конец этой нити в своей картине. Другой же конец находился  рядом с маршрутом их экспедиции, когда они проплывали на пароходе по Иртышу через Усть-Каменогорск, и был, как бы оставлен для будущих исследователей. Надо отметить, что изучение Ак-Баура, как древнего астрономического комплекса, имеет свою историю и многие исследователи внесли свой вклад в его изучение. Это место как магнит притягивает к себе многих людей и не только ученых. О нем можно много рассказывать, но это совсем другая тема.

Одной из задач экспедиции было нахождение следов великих переселений народов с Востока на Запад. И Рерихи находили их в достаточном количестве на пути своего следования по Центральной Азии. Начиная с Сиккима и Кашмира, мы читаем в  записях Н.К. Рериха о сходстве типов лиц, узоров наличников, женских головных уборов, предметов быта и наскальных рисунков с тем же самым в Сибири, Алтае, Кавказе и Европе.

Описывая открытые экспедицией мегалиты Тибета, Юрий Рерих в своих путевых записях писал: «Сравнивая знаменитые мегалитические памятники Карнака в Британии и обнаруженные мегалиты Тибета, поражаешься их удивительному сходству. Параллельные ряды менгиров Карнака расположены с востока на запад и с западного конца имеют кромлех или круг из камней. Памятники в урочище Доринг имеют точно такую же ориентацию». 2

Вынужденная зимовка на высокогорном плато Тибета не остановила исследовательскую деятельность экспедиции, и Юрий Николаевич впоследствии напишет: «Одним из самых значительных достижений экспедиции было открытие «звериного стиля» в искусстве кочевников Северного Тибета.

…Трудно сказать, связан ли «звериный стиль» с каким-либо определенным этническим типом людей. Я склонен считать, что он возник у кочевников и охотничьих племен разных этнических групп, но живущих в среде, имеющей много общего, ибо только так мы сможем объяснить широкое распространение «звериного стиля» от границ Южной России до границ Китая и от сибирской тайги до величественных вершин Транс-Гималаев в Тибете.

Тибет всегда был открыт для кочевников с северо-востока. Именно оттуда пришли предки современных тибетцев. Высокогорное плато Кукунор, поднятое в среднем на высоту около десяти тысяч футов, и окружающая горная страна имели достаточно пастбищ для кочевых племен. Именно с этого огромного пространства пришли древние тибетцы, вытесненные могучим потоком каких-то других племен, и вынуждены были искать новые пастбища, наводняя долины и плоскогорья Тибета». 3

Очень существенное замечание Юрия Рериха. Из него следует, что были переселения и с севера на юг. Какие это были племена, шедшие могучим потоком через открытые плоскогорья с северо-востока от Тибета? Какие причины сдвинули эти массы из Центральной Азии в южные края? Может быть,   внезапное изменение климата в сторону похолодания, т.е. наступление ледникового периода. Только такое непреодолимое обстоятельство может принудить целые народы к перемещению в чужие, но более теплые края. Все могло быть в древности.

Если сопоставить факты, взятые из надежных источников, например, из «Тайной Доктрины», то можно получить некоторое представление о тех отдаленных временах. Так Е.П. Блаватская пишет:

«Но израильтяне, кроме того, имели еще одну легенду, на которой они могли основывать свою аллегорию, легенду о Потопе, преобразившем нынешнюю пустыню Гоби в море в последний раз около 10 000 или12 000 лет назад и вытеснившем многих Ноев с их семьями на окружающие горы». 4

В другом месте этой книги она пишет: «Это “Море Знания” или учености веками оставалось там, где ныне простирается Пустыня Шамо или Гоби. Оно существовало до последнего, великого, ледникового периода, когда местный катаклизм, унесший воды на Юг и к Западу, образовал, таким образом, нынешнюю бесплодную пустыню…». 5

Так что и потоп, и последний Ледниковый период вполне могли стать причиной переселения народов с центрально-азиатских просторов на юг. А по прошествии нескольких тысяч лет обратная волна народов могла хлынуть в северном и западном направлении на освободившиеся от снегов и льдов земли. Такие переселения уходят в далекую древность, и вполне вероятно, что не одна волна переселений народов прокатилась по необъятным пространствам Центральной Азии.

Н.К. Рерих так высказывался в своих записях о древних путях переселения народов, которые пролегли с Востока до запада Европы: «Проведите линию от южно-русских степей и от северного Кавказа через степные области на Семипалатинск, Алтай, Монголию и оттуда поверните ее к югу, чтобы не ошибиться в главной артерии движения народов». 6

Примерно по этой линии и был проложен маршрут Центрально-Азиатской экспедиции и понятной становится связь Сиккима с Ак-Бауром, связь времен и народов.

Исследования по рисункам грота древнего астрономического комплекса Ак-Баур привели, наконец, к расшифровке большинства из них. Расшифровка показала, что вся роспись, состоящая из более 70-ти, едва сохранившихся рисунков различной формы и размеров, представляет собой изображения созвездий, расположенные в определенном порядке. Центральная часть росписи представляет собой изображения астеризмов зодиакальных созвездий. Иначе говоря, там изображен древний Зодиак, причем с явным обновлением, что говорит  о необходимости его дальнейшего изучения.

Вполне естественно, что была предпринята попытка расшифровать знаки на картине таким же методом, т.е. рассматривая их как астеризмы и отыскивая их место среди звезд на карте звездного неба. В первую очередь поиск был проведен среди зодиакальных созвездий. Несмотря на некоторую нечеткость отдельных знаков, поиск привел к успешному раскрытию этих знаков. Оказалось, что на картине представлены изображения астеризмов всех 12-ти зодиакальных созвездий. (Рис. 2 - 7) В отличие от росписи в гроте Ак-Баура, здесь изображены только зодиакальные астеризмы, если не считать несколько мелких специальных значков, значение которых пока неясно.

Да, на картине Н.К. Рериха изображен древний Зодиак! Возможно, что это единственный в своем роде Зодиак, хотя бы потому, что среди древних зодиаков, наверное, нет двух одинаковых. Особенность его в том, что он представлен не символами, а рисунками зодиакальных созвездий, так же как и Зодиак Ак-Баура, но построен он совершенно иначе.   Если соединить диаметрально расположенные астеризмы линиями, обозначив кружочками путь весенней точки равноденствия, то мы увидим наглядную картину и особенности построения этого Зодиака. (Рис.8) Он не круговой и не линейный, его диаметры противоположных знаков расположены так, как будто бы создатели его хотели сказать, что такое положение этих диаметров при нахождении в них прецессионных точек равноденствий, было когда-то в истории Земли. Не вдаваясь в дальнейшие подробности, можно смело сказать – это древний, уникальный Зодиак. И нет сомнения, что изображение его действительно существует где-то на каменных плитах, потому что придумать такое специально для картины просто невозможно. Я не берусь строить предположения на счет действительной истории появления его на картине. Знал ли Николай Константинович скрытый смысл этих знаков или просто скопировал их со скальной плиты. Существует ли этот Зодиак на берегу озера или он таится где-то под карнизом, в гроте, в пещере? Все возможно. Одно ясно, что в нем еще скрыта большая тайна. Мы хорошо знаем, что в картинах Рериха ни одна деталь не наносилась случайно. Если сейчас расшифрованы сами знаки Зодиака, то особенность его построения оставляет его по-прежнему загадочным и дает почву для дальнейших размышлений и исследований. Достойная тема  и задача для архео- и палеастрономов.

Примечательно, что астеризмы Близнецов здесь и в Ак-Бауре изображены парами одинаковых фигур. Очень существенное  и значительное свидетельство. Во-первых, это еще раз говорит  об общих традициях астрономов Ак-Баура и Сиккима.  Во-вторых, из этого можно сделать заключение, что сокровенный смысл, заложенный древними Посвященными в символы Зодиака, был известен  астрономам Ак-Баура и Сиккима.  Или же они  были руководимы Посвященными тех времен. В подтверждение этого предположения можно привести слова Е.П. Блаватской из «Тайной Доктрины», где она, комментируя труды  ученых-востоковедов, замечает: «…но это ничего не отнимает от славы древних индусских астрономов, которые все были Посвященными». 7

Оба Зодиака являются настоящим свидетельством глубоких знаний древних астрономов Алтая и Гималаев. И не исключено, что на огромных пространствах между ними, где-то в горах, могут еще быть подобные им древние изображения.

Какова же древность этого Зодиака? Это один из главных вопросов при подобных исследованиях. Нужно сказать, что особенности построения зодиака могут помочь в этом вопросе. Например, Зодиак Ак-Баура начинается от пола грота астеризмом Близнецов и продолжается вверх по стене к потолку, и логично было предположить, что Близнецы были зодиакальным созвездием, в котором находилась прецессионная точка весеннего равноденствия на момент создания зодиака. Это дает ему древность около 7 тысяч лет. Еще могут быть специальные указатели и значки. Так в зодиаке с картины Рериха таким указателем, предположительно, служит трещина на плите, которая своим отогнутым острым концом указывает также на Близнецы. И становится понятно, что творили те и другие астрономы в одну историческую эпоху. Схожий стиль изображений астеризмов, одинаковая схема построения Зодиака из диаметральных пар астеризмов – все это говорит о том, что древность «Зодиака озера Юм Дзо» может быть сопоставима с древностью Зодиака Ак-Баура и также составляет около 7 тысяч лет.

Оба Зодиака сделаны  в традиции одной школы древних астрономов или одного народа, к которому принадлежали эти школы. Вполне возможно, что в древние времена народы из северной Индии, в периоды великих переселений, шли через Азию на Запад. Они могли задерживаться и оседать на долгие века в местах, благоприятных для  проживания. Одним из таких мест стали предгорья Алтая, в том числе урочище Ак-Баур. Но уходили в дальний путь из Индии, конечно же, не все. Часть этих народов осталась на своей родине, и мы видим следы их творчества. Поэтому можно уверенно сказать, что оба Зодиака есть яркое подтверждение мыслей Н.К.Рериха о великих переселениях народов с Востока на Запад.

Удивительная картина Н.К.Рериха! Она дышит древнейшей правдой истории Земли и Человека. Человека, идущего высоким духовным путем. Во все времена были такие люди. Зодиак же на картине хранит в себе знания об очень давних событиях нашей планеты. Мы еще до конца не знаем, какую глубину знаний скрывают эти хотя и расшифрованные, но по-прежнему хранящие тайну, знаки. Ведь они нанесены на поверхность скалы  древними Посвященными, нанесены для сохранения знаний. Перенесены же они на полотно картины Великим Мастером, перенесены для передачи этих знаний.  Значит, время пришло.

Вся картина в целом предстает в потрясающей силе языка древних символов. Картина-символ! Н.А.Уранов в своей книге «Жемчуг исканий» так пишет о ней: «Вулкан страсти постепенно восходящими циклами зажат волей адепта совершенно. Чаша победного опыта накоплена и теперь будет вознесена, т.е. последний подвиг освобождает победителя от необходимости дальнейших воплощений на Земле и дает ему право перехода на следующую ступень космической эволюции - следующий мир на лестнице семи планет.

Корень, воткнутый в землю, дал чудесный цветок духовного подвига, завершающего подготовительные спирали.

В картине, в подвиге Нагарджуны, воплощен идеал успешной эволюции человечества на нашей планете». 8

______________________________________________________________

1 Н.К. Рерих Алтай – Гималаи. М. 1999. С. 99

2 Ю.Н. Рерих По тропам Срединной Азии.  Самара «Агни», 1994. С. 385

3 Ю.Н. Рерих Кочевники Хор-па. Открытие «звериного стиля» // Вокруг света. 1972.  №4. С. 40–41.

перевод с английского М. Дроздовой

4 Е.П. Блаватская Тайная Доктрина. Минск  «Лотаць», 1997.  Том II. С. 5

5 Е.П. Блаватская Тайная Доктрина. Минск «Лотаць», 1997.  Том II. С. 631

6 Н.К. Рерих Сердце Азии. Алматы 2007. С. 47

7 Е.П. Блаватская Тайная Доктрина. Минск  «Лотаць», 1997,  Том II, С. 627

8 Н.А. Уранов Жемчуг исканий. Рига  «Мир Огненный», 1996. § 413

 

Примечание: в качестве иллюстрации  в Рис.1 использован фрагмент прорисовки З.С. Самашева из его книги «Наскальные изображения Верхнего Прииртышья», Алма-Ата. 1992.