К вопросу о сохранении и музеефикации уникального древнего святилища "Ак-Баур"

УДК 72.01 (574)

Г.А. Исабаев, кандидат архитектуры, ассоциированный профессор КазГАСА

Раскрываются особенности природного астроархеологического комплекса «Ак-Баур» для создания на его основе археологического заповедника, с современным зданием музея, интегрированным в окружающий уникальный ландшафт, с научно-образовательными функциями с интерактивными  и экологичными  автономными технологиями энергоснабжения.

Древнее святилище - астрономический комплекс «Ак-Баур» - расположено примерно в 25 км. южнее г. Усть-Каменогорска, на оконечности западного склона горы Коржимбай, и состоит из ряда памятников, образованных скальными выходами серого гранита. Данные скальные выходы, после воздействия и «обработки» их дождями и выветриванием, получили причудливые, слоистые скульптурные формы и объемы, с углублениями, нишами, козырьками и  образовавшимся гротом, по всей видимости, привлекавшие еще древнего человека эпохи неолита и бронзы.

Данное святилище подробно проанализировано, с астрономической и топографической точки зрения, исследователем Иконниковым В.А.( на материалы которого, любезно предоставленные автором, а также на книгу написанную им совместно с Марсодоловым     и рядом московских исследователей [1]., а также на материалы документального фильма про астрономические объекты «Ак-Баура» [2], мы опирались при написании статьи). По заключениям и выводам  вышеуказанных источников можно говорить о том, что «Ак-Баур» помимо того, что  является уникальным природным и археологическим памятником (с петроглифами на анималистические темы)  представляет собой древний астрономический комплекс, позволявший вести наблюдения за движениями солнца и луны. Центром астрономического комплекса была визирная площадка с искусственно установленной стенкой из плоских мегалитов и продолговатого камня – собственно визира, направленного на северную сопку ( Белый холм), над которой при движении взгляда вверх - на небосвод, располагалась полярная звезда. К памятникам  комплекса относятся также: - скальный выход с наклонной плитой, находящийся в сотне метров к северо-западу от визирной площадки; - скальный выход с петроглифами; - камень призма 1 и 2; - камень-стрела; - скальный выход с козырьком. (смотрите фото из вышеуказанной книги, рис. 34), а также грот с наскальными изображениями древнего звездного неба вдоль эклиптики (расположен примерно в девятистах метрах южнее от визирной площадки). Скальный выход с рукотворными лунками использовался для наблюдений за солнцем в дни равноденствий и солнцестояний в момент освещения их в течение дня. Наклонная плита с крупными лунками была необходима для определения среднего солнечного  времени и разрешения проблемы создания календаря, а также для наблюдений за луной и лунными циклами. В скале с лунками находился также  указатель летнего солнцестояния, когда свет от солнца проходил сквозь природное отверстие в скале и лучом высвечивал искусственно сделанный заостренный гребень, дающий тень треугольного очертания [3]. Дни равноденствий и солнцестояний фиксировались древними астрономами и при прохождении солнечного освещения через искусственно созданные выемки скального останца, окаймляющего визирную площадку с западной стороны. Причем солнечное пятно в дни равноденствий проходило по верху искусственно поставленной мегалитной стенки.[2]. Территория комплекса таит в себе еще много неизведанных астрономических явлений.


 

 

В настоящее время природно-астрономический комплекс «Ак-Баур» является объектом стихийного, неорганизованного туризма, что плачевно сказывается на сохранности историко-культурного памятника. Поэтому далее в статье рассматриваются вопросы сохранения, бережного использования и современной презентации комплекса. В современных условиях, пожалуй, наиболее оптимальным и разумным, является использование памятника как объекта цивилизованного познавательного туризма с мероприятиями по охране  и сбережению памятников и окружающего их ландшафта. Для этого предлагается  наиболее приемлемая форма музеефикации астроархеологического природного комплекса «Ак-Баур» - создание историко-культурного природного музея-заповедника, объединяющего памятники культуры и природные территории, которые получили в 1992г. на сессии Комитета по Всемирному наследию и в Руководящих указаниях ЮНЕСКО понятие – «культурный ландшафт». В свою очередь ключевыми дефинициями для культурного ландшафта являются – аутентичность и целостность. Для сохранения этой аутентичности и целостности необходимо определить визуально-пространственные особенности территории создаваемого заповедника: - это панорамы на гору Коржимбай (высотная отметка 807м. над уровнем моря) с астроархеологическим комплексом(отметка в пределах 500-550 м.), виды на Белый холм (отметка 693 м.), (севернее визирной площадки) и Сорокину гору (отметка 841 м), (западнее визирной площадки). Таким образом, пространственная связь между этими тремя вершинами и формирует целостную структуру восприятия территории заповедника. Поэтому предлагается границы зоны заповедника очертить по этому треугольнику, с выделением охранной зоны до 300 метров от сторон треугольника, для защиты зоны заповедника от несанкционированной хозяйственной деятельности, могущей нанести ущерб памятникам. Территорию крестьянских хозяйств, расположенных в  близости от астрокомплекса в северо-западном направлении определить как зону реабилитации, с последующим постепенным переносом их вне зоны заповедника. Территорию астроархеологического комплекса - визирной площадки со скальными выходами и гротом, расположенную дугой вдоль западного склона горы Коржимбай, с протяженностью около 1,4 км и максимальной шириной около 250 м., определить особо охраняемой зоной, с регулируемым режимом туристической нагрузки.

Для современной презентации астрономического памятника «Ак-Баур», привлечения как местных так и международных организованных туристических групп, предлагается также проектирование и строительство современного здания музея. Здание музея, с развитым автопаркингом, рекомендуется расположить вдали от астрокомплекса, в юго-западном направлении, рядом с автодорогой. Музейный комплекс (экспозиционные помещения, помещения для научного и логистического персонала, издательско-сувенирный блок, хозяйственно-технический блок с автономными энергоэффективными экологичными системами жизнеобеспечения, блок общепита и др.) рекомендуется интегрировать и вписать в ландшафт путем заглубления в землю. С северо-восточной  малоосвещаемой стороны рекомендуется возведение оболочки здания из грунта с газоном, имитирующим холмистый ландшафт и не нарушающим его визуально-пространственную достоверность с ракурса визирной площадки - на север, северо-запад и на Сорокину гору. С юго-западной же стороны здания музея, не просматриваемой со стороны астроархеологического комплекса, и ориентированной на самый освещенный солнцем сектор небосвода рекомендуется создание многоуровнего террассированного фасада, в образном единстве с местными природными слоистыми скальными выходами и входной группы в образе пластики каменных «ворот» грота. Горизонтальные же поверхности кровель террас удобно использовать в качестве плоскостей современных тонкостенных солнечных батарей. Полуподвальное расположение здания музея дает возможность более оптимального рекуперативного режима вентиляции – прохладного летом и подогретого зимой. Использование в хозяйственном блоке электростанции, работающей на низкопотенциальной энергии земли с помощъю тепловых насосов, даст экологичную и автономную энергию (до 60 % от потребляемой мощности), что существенно для позиционирования данного заповедника как современного экомузейного комплекса. Для утилизации твердых бытовых отходов (в основном от рекреационного парка у подножия Сорокиной горы, особенности которого будут раскрыты ниже) предлагается использование установок по переработке твердых отходов и канализационных стоков в биогаз, являющегося существенным подспорьем в автономном энергообеспечении музея и заповедника. При зимней эксплуатации музейного комплекса возможна  заготовка  сырья из скошенной травы для выработки дополнительных объемов биогаза, для энергоэффективного теплоснабжения в пиковые холодные сезоны. Таким образом, достигается автономность и замкнутость цикла энергоснабжения и утилизации отходов музея-заповедника, на основе чистых технологий, что отвечает раскрываемой в музее глубокой органической связи культуры древнего человека с окружающим его ландшафтом. Экологичность энергоснабжения, полная утилизация отходов (без загрязнений воздуха, подпочвенных вод и грунта)  также будут подтверждать высокий статус экомузея, присущий лучшим национальным экопаркам мира, основанным на бережно используемых  культурно-исторических территориях.

Важным, также представляется создание современного экспозиционного зала в здании музея, наглядно демонстрирующего реконструкцию процессов астрономических наблюдений древних исследователей. Для этого необходимо использовать как макеты, так и 3-D реконструкции в материале и на электронных панелях, с применением последних мультимедийных и цифровых технологий. Наскальные рисунки в гроте можно также экспонировать на интерактивных экранах, для наложения на ночное звездное небо, что даст эффект наглядности и решения вопросов датировки петроглифов по положению звезд на древнем небе. Это существенно повысит просветительно-образовательную роль музея как храма науки и культуры, транслирующего уникальную астрономическую культуру, по своему развитого человека эпохи неолита и бронзы казахстанской части Алтая. Необходимо также организовать обмен и постоянную связь с подобного рода  музеями древних астрокомплексов для научного определения места «Ак-Баура» в палеоастрономии Евразии и всего мира.

Вышеуказанное энергоэффективное автономное и интерактивное оборудование несомненно дорого, но последняя международная практика показывает, что энергоактивные сооружения при удоражании строительства на 8-10, а где и на 15%, окупаются при грамотной эксплуатации, с применением программной системы интеллектуальное здание,  за 7-10 лет[3].

В наших же реальных условиях по высокой оплате за подводку и подключение   сетей электричества и теплоснабжения, организация вышеуказанных современных автономных систем даст существенную экономию и в процессе строительства. При этом эксплуатация таких энергоэффективных систем не загрязняет окружающую среду, оставленную нам древними предками в  первозданном виде. Мировая практика эксплуатации музеев-заповедников показывает, что при должном уровне музейного менеджмента, инвестиции вложенные в них, за счет развития организованного местного и международного познавательного туризма, обладают рентабельностью сравнимой с нефтегазодобывающей отраслью [4].

Территорию у подножия Сорокиной горы предлагается использовать в качестве рекреационного парка, с регулируемой туристической нагрузкой, для пеших и конных прогулок. Для этого необходимо соорудить систему дорожек из натурального камня-плитняка; обзорные площадки оборудовать скамейками из экологичного влагостойкого материала деревопласта, под природные пластичные формы; оборудовать площадки урнами и заглубленными в землю биотуалетами; для соблюдения цивилизованных норм туристкой этики (не засорять территорию, не собирать, а тем более выковыривать камни и другие предметы на территории астрокомплекса и парка) все туристкие группы при прохождении через здание музея устно и письменно (на баннерах) уведомляются о крупных штрафных санкциях (наиболее действенный метод, как показывает международная практика). Для безопасности скальных памятников астроархеологического комплекса рекомендуется оградить их легкими нейтрального цвета и дизайна оградами; также необходимо использование камер видеонаблюдения с архивацией, скрытых в нейтрального дизайна светильниках. По территории астрокомплека рекомендуется использование пешеходных дорожек из промытой крупной песчаной и мелкогравийной смеси, огороженных низкими оградами. Территорию заповедника по границе охранной зоны, а также вдоль автодороги (прорезающей заповедник в середине по оси север-юг) необходимо оградить легкой сетчатой оградой с системами безопасности.



 

Набросок природного образа здания музея (грот в слоистых скальных породах), интегрированного в ландшафт (рисунок автора).

 

 

Карта-схема расположения природно-культурного астроархеологического заповедника «Ак-Баур»:

- красный треугольник – границы заповедника (охранная зона проходит полосой на расстоянии 300 метров по внешней стороне треугольника);

-бордовое дугообразное пятно с точками – особо охраняемая зона астрокомплекса (точками отмечены:  вверху – визирная площадка, внизу – грот с наскальными рисунками древнего звездного неба);

-зеленый овал – зона реабилитации (с перспективой вывода,  находящегося здесь крестьянского хозяйства, с демонтажем сооружений);

-синий прямоугольник – здание музейного комплекса;

 

 

Таким образом, здесь изложены основные архитектурно-экологические принципы  создания современного, отвечающего природоохранным требованиям, астроархеологического заповедника на основе ландшафтного комплекса «Ак-Баур», являющегося культурно-историческим достоянием как восточноказахстанской области, так и  Республики и всего Центральноазиатского региона.

Литература:

1. Марсодолов    , Иконников В.А. и …… Ак-Баур – древнее святилище на западном Алтае…………..

2. Интернет-ресурс www.files.mail.ru/TT63XX

3. Материалы из личного архива Иконникова В.А.

4. Интернет-ресурс www.wikipedia.org/wiki/Пассивный_дом

5. Интернет-ресурс www.milanas.info