О книге "Ак-Баур.Тайны и открытия"

скачать книгу в формате pdf

Книга посвящена открытию и изучению древнейшего на земле памятника письменности, находящегося на территории казахстанского Алтая. Это открытие выводит Казахстан в один ряд с древнейшими цивилизациями мира, заставляет по-новому взглянуть на некоторые вопросы происхождения языка, письменности, Слова…

Из аннотации к книге Е.В.Курдакова «Ак-Баур: тайны и открытия», Усть-Каменогорск, 2008 год: «Археологический комплекс Ак-Баур, находящийся в Калбинских горах Казахстана, является уникальным памятником неолита. Он представляет собой стройную систему отдельных сакральных сооружений и выкладок, расположенных на местности таким образом, что они создают своеобразную модель пути человечества, т.е. его Прародины.
Памятник интересен тем, что в отличие от подобных сооружений (мегалитических построений Англии, Бретани, Кавказа, Передней Азии и др.) он имеет подробное эпиграфическое сопровождение: росписи в одном из гротов комплекса, носящие отчетливые признаки начальной письменности.
Новейшие методы анализа росписей позволили не только прочесть их, но и с уверенностью определить возраст: не менее 7-6тысяч лет, т.е. это самая ранняя на земле письменность.
Таким образом, археологический комплекс Ак-Баур, как образец самых ранних храмовых построений и начальной человеческой письменности, становится эталоном в ряду самых известных памятников прошлого, имеющих общемировое значение».
Казалось бы исчерпывающее рассуждение, не нуждается в комментариях…  Однако данное исследование, над которым Евгений Курдаков работал около двадцати лет, было подтверждено несколькими последующими монографиями, фильмами и публикациями.
История открытия памятника:    сложный многоаспектный комплекс объектов Ак-Баур находится в 38 километрах от Усть-Каменогорска, за поселком Ленинка. Его планомерное, системное изучение началось в середине 80-х годов ХХ века. Упоминание о гроте Ак-Баур впервые встречается в работах С.С.Черникова в середине ХХ века. А исследовал наскальные рисунки археолог З.С.Самашев. В ходе изучения грота и его окрестностей исследователи пришли к выводу, что астроархеологический комплекс Ак-Баур занимал довольно большую территорию, на которой проводились обряды и ритуалы жившими здесь людьми. Название «Ак-Баур» дословно переводится как «белая печень, кровный родственник и склон, подножия горы». Все эти переносные значения так или иначе связаны с этим местом. У слова «бауыр» есть и еще одно значение-«младший брат». Это также верно, т.к. рядом с Ак-Бауром имеются более высокие горы Кызыл-тас (Красный камень) и их отроги – Сорокина гора. Почитание высот-возвышенностей-гор во многих ранних культурах было широко распространено и связано с тем, что Верхняя гора осмыслялась как местопребывание неких божеств. Это место символизировало центр мира, место соприкосновения Неба и Земли. Из древних мифов мы знаем особо почитаемые горы: Олимп (Греция), Парнас, Тибет (Китай), Фудзияма (Япония) и т.д. Вероятно, древние кочевники и жрецы-шаманы священным местом считали и Ак-Баур. Чтобы оказаться в гроте Ак-Баур, нужно подняться на 5-6 ступеней, т.е. совершить восхождение в верхний мир. Скорее всего, обряды, свершаемые рядом с Ак-Бауром, были одним из ранних культов гор. Именно на основании этих культов формировались многие ранние формы религий.
В урочище Ак-Баур на вершине гор и сопок можно увидеть много пирамидок, сложенных из камней. Казахи называют эти сооружения «каракши», дословно «смотрящий». В ВКО чабаны до сих пор считают их своеобразными сторожами. Каракши служат указателями обетованности земли и указателями пути. Камни мегалитических комплексов редко подвергались обработке, чаще их устанавливали в естественном виде, а иногда с помощью нагревания и клиньев раскалывали по естественным трещинам так, что получались грубые блоки. Подобные плиты, сориентированные по определенным направлениям, можно увидеть и на Ак-Бауре, а на скальных выходах комплекса часто встречаются изображения оленей, козлов и коней. Можно предположить, что эти рисунки являлись частью сложных ритуалов, проходящих здесь. Урочище Ак-Баур уникально тем, что в комплекс памятников входит грот, в котором жрецы оставили оригинальные рисунки-символы, сделанные красной охрой.
Грот с писаницей находится на юго-восточном склоне горы Коржимбай, примерно в 5 метрах выше ее подножия, в двух километрах от правого берега реки Урунхай, между поселками Ленинка и Бестерек.
Гора довольно высокая и крутая, из серого гранита, по форме напоминающая пирамиду. На сводчатом потолке грота имеется круглое отверстие, пол покатый, без остатков культурного слоя, местами заметны следы закопченности. Длина грота около 9метров, максимальная ширина в средней части-4 метра, а максимальная высота ближе к выходу-2 метра.
Всего сохранилось около 80 рисунков. Писаница расположена, главным образом, на противоположной от выхода стене, и частично, на потолке грота. Левая часть композиции в значительной мере повреждена натеками воды и воздействием ветра. Основная масса рисунков сосредоточена в нижней части стены. Датировка петроглифов из грота весьма затруднительна отсутствием хронологической колонки изменения стилей изображения эпохи бронзы для Западного Алтая. Нет и в соседних регионах прямых надежно датированных аналогий наскальным рисункам Ак-Баура. Сложность проблемы, главным образом, обусловлена недостаточностью наших знаний о духовной жизни древних людей, а также тем, что попытка реконструировать те или иные стороны мировоззрения и идеологии древних народов по наскальным изображениям предполагает, в первую очередь, перевод с языка зрительных образов на язык словесных сообщений, что не всегда может быть адекватным. При такой «перекодировке», безусловно, происходит разночтение между исходными понятиями (образами, метафорами), заложенными в «изобразительном тексте», и индивидуальным пониманием этого текста различными исследователями, независимо от их интеллектуального уровня. Это усугубляется и семиотической неоднородностью самого древнего «текста». С учетом опыта многих археологов, используя данные мифологии, этнографии и шаманства индоевропейских и тюрко-монгольских народов, предпринята попытка раскрыть их смысл и назначение.
Проблема представлений о пространстве и времени в мифологическом мышлении древних людей чрезвычайно сложна, ибо разрабатывается на стыке гуманитарных и естественных наук.
Сама гора Коржимбай, имеющая пирамидальную форму с прямоугольной основой, ориентированная углами по сторонам света и возвышающаяся среди относительно ровной поверхности могла ассоциироваться в мифологическом мышлении древнего человека с центром упорядоченного мира, изначальным космическим холмом, мировой горой и противопоставляться «периферии», остальному, «чужому миру».
Складки-ступеньки, ведущие к гроту, также, вероятно, связывались с космологической символикой, с представлением о подъеме вверх, на небо, и с символикой мирового древа.
Самой природой грот как бы предназначался для своеобразного храма-святилища, где люди могли совершать обряды, связанные с какими-то праздниками. Древнего человека, несомненно, привлекала юртообразная (ближе к конусовидной) форма грота с круглым отверстием на сводчатом потолке. Естественное углубление в скале ассоциировалось с организованным пространством юртообразного жилища (шалаша, чума) и, соответственно, воспринималась как модель мира, макро- и микрокосм. Это святилище, похожее по форме на реальное жилище стационарного (или мобильного) типа и организованное в пространстве в соответствии с представлениями о космическом порядке (с вертикальной и горизонтальными структурами), осмысливалось как центр, на периферии которого располагался основной мир, и при таком допущении могло играть роль сакрального. Особенно почиталась, наверное, его северная стена, напротив входа, являющаяся своеобразным иконостасом, где красной охрой были нанесены символы-идеограммы. Круглое отверстие в своде могло иметь сакральное значение.
Интересно, что стационарные и мобильные жилища и некоторые культовые сооружения народов Азии с аналогичным уровнем организации пространства несут одинаковую семантическую нагрузку, т.е. в основе имеют отчетливо выраженную символику. Форма грота Ак-Баур в мифологическом сознании древнего человека могла восприниматься как космическая модель с совмещенными вертикальной и горизонтальной структурами.
Вполне допустимо, что непосредственно в гроте и на подковообразной в плане площадке около него в древности совершались обрядовые действия, связанные с какими-то сезонными или другими празднествами.
Исследования экспедиции Эрмитажа показали, что в скальном гроте Ак-Баур, возможно, находился стационарный пункт для астрономических наблюдений. Неоднократность нанесения и тщательность разметки рисунков в этих условиях свидетельствуют о важности значения грота в жизни древних людей.
Не исключено, что грот использовался как в ритуальных целях, так и в качестве твердо фиксированной точки для астрономических наблюдений, как в дневное время, так и в ночное время. Данные о положении Солнца, Луны, звезд в сакрально значимые дни всегда были важны для древнего человека, особенно при стационарных постоянных наблюдениях в такие переломные моменты, как весеннее и осеннее равноденствие, зимнее и летнее солнцестояние и другие дни.
Следует отметить, что к юго-западу от грота расположена Сорокина гора, одна из самых высоких, пирамидальных и доминирующих в окружающем ландшафте. Астрономические расчеты показали, что за эту гору заходит солнце в дни равноденствия (весеннего и осеннего) и летнего солнцестояния. Это наиболее благоприятный период для астрономических наблюдений за солнцем луной и созвездиями в горных условиях. В начале и в конце лета солнце заходило около вершины Сорокиной горы, что знаменовало собой наступление самого теплого сезона в году.
На площадке перед входом в грот (с левой стороны от рисунков) находится большой камень. По своей форме он напоминает каменные столики-алтари на 3-4 ножках ,широко распространенные во 2-1 тысячелетии до н.э. Вероятно, этот камень-столик использовался в ходе ритуальных действий рядом с гротом.
У подножия западного склона горы Коржимбай в 0,8км к северу от грота и в 4 км к юго-востоку от поселка Ленинка находится визирная площадка, центром которой являются вертикально вкопанные каменные плиты в виде» стены» Центральный камень стены-«визир», находящийся посередине, напоминает прицел с мушкой.
Е.В. Курдаков на протяжении двадцати лет исследовавший грот и визирную площадку, особо отметил направление на север, на одной линии которого расположена стела-визир каменной стены, а далее - Белый холм с вертикально стоящим на нем камнем из кварцита. Ночью в этом направлении хорошо просматривается северный полюс мира (в настоящее время рядом с ним находится Полярная звезда) и околополярные созвездия.
Можно констатировать, что точность расстановки визиров для того времени была достаточно высокой, учитывая, что древние люди не имели точных приборов для определения истинного севера. Скорее всего, они определяли север по звезде, находящейся в полосе мира - Полярной. Вероятно, место для визирной площадки долго выбиралось. Древние наблюдатели хотели согласовать основные астрономические направления с окружающим ландшафтом, близкие скальные выходы с далекими горами на горизонте. Эта точка была найдена и согласована с двумя направлениями: север-юг и запад-восток. Чтобы ограничить угол зрения и для более точных замеров в этих наблюдениях направления должны были иметь на краях стационарные «визиры»-каракши и менгиры. В качестве Западного визира была использована расщелина на ближайшем скальном выходе, через которую, если присесть, можно увидеть вершину Сорокиной горы. Тогда, если встать прямо, то направление через приподнятую левую руку будет соответствовать югу, а через правую руку будет указывать точно на север, на область «незаходящих звезд». Это направление было обозначено камнем-стрелой, к которой была приставлена стена из каменных плит.

Недалеко от визирной площадки расположен скальный останец, на плитах которого с восточной стороны выбиты три группы петроглифов, изображающих оленей и лошадей. Олень издавна является символом солнца, в данном случае, восходящего, т.к. изображение обращено на северо-восток и освещается восходящим солнцем. Центральная группа петроглифов ориентирована на восток, где восход солнца приходится на дни весенне-осеннего равноденствия. Можно предположить, что на этом объекте представлен своеобразный астрокалендарь.
Датировка изображений – приблизительно 12-7 в.в до нашей эры.
В результате астроархеологических исследований, проведенными научными экспедициями из Москвы и Санкт-Петербурга, версия Е.В.Курдакова о том, что Ак-Баур-это многоаспектный комплекс объектов, была подтверждена и доказана.